Именно там, на Дальнем Востоке, в 307 истребительном авиаполку
Василий познакомился со старшим сержантом
Федоровым
И.В., будущим Героем Советского Союза. Летали вместе на
И-16. Затем их дороги разошлись...
Федоров в декабре 1942 года был направлен на переучивание на
самолеты Як-1, а через несколько месяцев, 5 августа и Гонтарь В.М. был вновь откомандирован на курсы
усовершенствования. На этот раз штурманов и, по окончании
курсов, 4.06.1943 г. поступил в распоряжение Начальника отдела
кадров 3-го истребительного авиационного корпуса (3 ИАК) на
должность штурмана - заместителя командира авиаэскадрильи этого
авиакорпуса. 15.06.1943 г. старший
лейтенант Гонтарь Владимир Михайлович
получает назначение в
274-й истребительный авиационный полк
(позднее
Оршанский
Краснознаменный ордена Кутузова), командиром которого был майор
Корнилов Н.С., а с
октября 1943 г. майор Волчков Николай Григорьевич.
Краткая справка: С апреля 1943 г. 274 иап вошел
в состав 278 истребительной авиационной дивизии (ИАД) 3-го
истребительного авиационного корпуса (ИАК) и в составе дивизии
сразу включился в бои на Кубани.
Закончив боевые действия на Кубани, полки дивизии в составе 3-го
ИАК в июне-июле 1943 г перебазировалась на аэроузел Шехмань
Тамбовской обл.
Степного фронта, где пополнялись личным составом и материальной
частью, а также вели ограниченные боевые действия в интересах
фронтов, готовившихся к операции на Курской дуге.
В июне 1943 г. дивизии было присвоено почетное наименование
Сибирская. Были получены новые самолеты Як-9. Вместе с Гонтарь
В.М. в это время в 274 ИАП воевал и ст.
лейтенант Маркин Николай Васильевич, имевший на своем счету 16
личных побед и 17 в группе. 03.09.43 г. полки дивизии в составе 3 ИАК перебазировались на
аэроузел Шахты Южного фронта, войдя (03.09.1943 г.) в состав 8 ВА
Южного, а с 20.10.43г. 4-го Украинского фронта. Начались бои
за освобождение Донбасса и выход к Крыму. Работа дивизии сильно
осложнялась необходимостью частого перебазирования. Так, за три
недели сентября, было сменено 7 аэроузлов. Летчиками дивизии в
сентябре 1943 г. произведено 2282 боевых вылетов, проведено 192
воздушных боев, в которых сбит 171 самолет противника.
О том, как проходили бои летчиков полка и ст.лейтенанта Гонтарь
в том числе, свидетельствуют выдержки из наградных листов.
"... Так, 14.9.1943 г. в районе прикрытия наземных войск
младший лейтенант Василенко (Василий Федорович - авт) в составе
четырех наших истребителей встретился с группой до тридцати Ю-87
под прикрытием восьми Ме-109. Наши истребители, несмотря на
огромное превосходство сил противника смело атаковали
бомбардировщики, разогнали их и не дали бомбить наземные войска.
Василенко в этом бою будучи ведомым у
старшего лейтенанта Гонтарь, самоотвержено отбивал от
него несколько атак истребителей, тем самым обеспечил ему
возможность сбить один Ю-87. Всего в результате боя группа сбила
три Ю-87 и один Ме-109." См. ЦАМО, Ф.33, Оп.686044,
Д.1984, л.54. А вот выдержка из Наградного листа самого
Гонтарь Владимира Михайловича. "...21.9.1943 года
старший лейтенант Гонтарь вылетел в
составе шестерки на прикрытие наземных войск. В районе прикрытия
встретили до восемнадцати Ю-87 под прикрытием десяти Ме-109.
Находясь в ударной группе старший
лейтенант Гонтарь со своим ведомым смело кинулся в атаку
на бомбардировщиков, расстроил их боевые порядок и обратил в
бегство..."
В Дневнике боевой работы 278 ИАД за этот день скупо отмечалось:
"...Прикрытие наземных войск в районе Васильевка - Лукьяново -
Пятихатки. Прикрытие Пе-2. Летало 61 самолет. 93 самолетовылета.
Налет 89 часов. Сбито 8 самолетов противника" (См.: ЦАМО Ф.
20248, Оп.1, Д.21, л.5.) В этих
боях погибли 10 летчиков дивизии.
Был
сбит в воздушном бою и погиб 28.09.1943 г. старший лейтенант
Маркин Н.В, за плечами которого насчитывалось 35 воздушных
боев. В ноябре 1943 г. ему было присвоено звание Героя
Советского Союза посмертно.
До 12.10.43 г. дивизия действовала на Б.Токмаковском
направлении, а затем - на Мелитопольском. 3-й авиакорпус, а в
его составе 274 ИАП вел боевые действия на главном направлении
действий войск 4-го Украинского фронта. Основной задачей было: в
воздушных боях и штурмовыми ударами по аэродромам противника
уничтожать его авиацию, удерживать господство в воздухе и
надежно прикрывать наши наземные войска. Опять начались тяжелые
затяжные бои. Но теперь у летчиков был хороший опыт боев на
Кубани и они уверенно били врага. В октябре 1943 г.
летчиками дивизии было сбито 77 самолетов противника. Погибли 8
своих летчиков, потеряны 12 самолетов.
22.10.1943 г. старший лейтенант Гонтарь В.М. был представлен к
награде. В Наградном листе отмечалось: "Старший лейтенант
Гонтарь В.М., участвуя в боях на Южном фронте с 7.9.1943 года
произвел 60 боевых вылетов, провел 10 воздушных боев. Отличный
летчик - истребитель, умело руководит боем. Боевые задания
всегда выполняет отлично. В воздушном бою проявляет смелость и
решительность... За проявленную в боях смелость и отвагу, за
проведенные им 60 успешных боевых вылетов, достоин награждения
орденом Отечественной войны первой степени". (ЦАМО. Ф.3,
Оп.686044, Д.1984, л.55). Приказом командира 3 ИАК № 021/н от
30.10.1943 г.
старший лейтенант Гонтарь В.М. был награжден орденом
"Отечественной войны" первой степени.
В первые дни ноября 1943
г. дивизия действовала на Крымском направлении, а с 07.11.43 г.
- на Никопольском. В это время в полк пришел командиром звена
будущий
Герой Советского Союза Киселев Иван Михайлович. Воевал там и
заместитель командира эскадрильи
ст.
лейтенант Комардинкин К.П., который к середине октября 1943
г. произвел 90 боевых вылетов, в 35 воздушных боях лично сбил 18
и сжег на земле 3 транспортных самолета противника. В
ноябре 1943 г. Комардинкину К.П. было присвоено звание Героя
Советского Союза. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени,
Отечественной войны 1 и 2 степени.
Боевая работа велась в сложных метеоусловиях.
Тем не менее, в ноябре было произведено 614 боевых вылетов,
проведено 20 групповых воздушных боев, в которых сбито 11
самолетов противника. В декабре 1943 г. произведено 260 боевых
вылетов, проведено 13 групповых воздушных боев, в которых сбит
21 самолет противника. (Источник: Чернаткина А.Е. От Кавказа до Берлина. —
М.: www.allaces.ru, 2004.)
3 декабря 1943 г. 274 иап в составе 12 боевых экипажей в течение
дня перебазировался с аэродрома Нижние Серагозы на аэродром
Теодоровка. (См.:
ЦАМО, Ф.20248, Оп.1, Д.16, Л.311). Из отчета о боевых действиях 278 ИАД в декабре 1943 года: "...
Действия наземных войск в декабре месяце можно разбить на три
периода: Первый период с 3 по 10.12 - переход в наступление 3 гв.
Армии в районе Бол.Белозерка - Гючевка в общем направлении на
Каменка. Второй период: с 18.12 по 22.12 - вторичный
переход 3 гв. Армии в наступление по тем же направлениям. Как в
первый период, так и во второй, части 3 гв.Армии успехов не
имели, за исключением как только улучшили свои позиции. Третий
период с 25 по 27.12 характеризовался переходом 3 гв.Армии в
общем направлении на Водяное. За отчетный период, было 2 летных
дня, ограниченных летных - 3 и нелетных - 26. Нелетные дни:
10-балльная облачность с высотою 50-150 метров, туман, снегопад
при видимости 100 м. до 500 м. (См.: ЦАМО Ф. 20248, Оп.1, Д.13,
л.69,70)
В этих, неблагоприятных условиях, базируясь на
аэродроме
Теодоровка (ныне
район 2 км.восточнее пос. Догмаровка)
(Смотри
карту) приходилось
вести боевую работу летчикам 274 истребительного авиаполка. А
работы было много. В оперативной сводке авиадивизии за
этот день значилось: "274 иап в течение дня
19.12.1943 г. прикрывал боевые порядки наземных войск в районе
Стаханов, вел свободную охоту в районе Давыдов Брод, Грушевской
Кут, Красногригорьевка и проводил штурмовку аэродрома противника
Большая Костромка. Летало 17 самолетов из них 11 - Як-1 и 6 -
Як-9" (См.:ЦАМО, Ф. 20248, Оп.1, Д.16, Л.335). Наверное
поэтому, "...19.12.1943 г. при штурмовке автоколонны в
районе Новоивановка летчиком 274 иап ведущий лейтенант Степочкин,
ведомый мл.лейтенант Григорович, вследствии отсутствия
осмотрительности ведущего за ведомым и непринятия
противозенитного маневра был потерян мл.лейтенант Григорович,
который с боевого задания не вернулся, предположительно сбит ЗА
(зенитной артиллерии - авт)
противника". (См.: ЦАМО Ф. 20248, Оп.1, Д.13, л.71). В
этот же день "...19.12.1943 г. при выполнении задания в
зоне истребления пара 274 иап летчик
ст.лейтенант Гонтарь и ведомый мл.лейтенант Макарчук
вследствии отсутствия осмотрительности у ведомого за своим
ведущим при развороте мл.лейтенант Макарчук потерял своего
ведомого (видимо опечатка, правильно будет - ведущего. - В.Б.) ст.лейтенанта Гонтарь,
который с боевого задания не возвратился, предположительно сбит
огнем ЗА противника" (См.: ЦАМО Ф. 20248,
Оп.1, Д.13, л.71). В оперативной сводке 278 ИАД было
конкретизировано: "Не вернулся с боевого задания
старший лейтенант Гонтарь на
самолете Як-9 номер 0509. В 15.00 ведомый младший лейтенант
Макарчук его потерял в 5 км. южнее Днепровка" (См.:
ЦАМО Ф. 20248, Оп.1, Д.16, л.335), а также "... Лейтенант
Григорович на самолете Як-9 номер 0446 и
старший лейтенант Гонтарь на самолете Як-9 номер 0509 не
вернулись с боевого задания..." (См.: ЦАМО Ф.
20248, Оп.1, Д.16, л.334).
Радиостанциями
самолеты не были оснащены, поэтому, связи Пункта управления полетами с самолетами
находящимися в воздухе не было. Что произошло с самолетом
старшего лейтенанта Гонтарь В.М., после потери его ведомым, не
знает теперь никто. До
15 января 1944 г. продолжались безуспешные поиски погибших
летчиков...
По фатальному стечению обстоятельств, спустя два месяца, -
28.02.1944 г. и сам младший лейтенант Макарчук Василий Иванович
(1920 г.р. из Житомирской обл., Бердичевского р-на, село
Солотвин), уже переведенный, к тому времени в 812-й
истребительный авиаполк 265 иад того же 3-го истребительного
авиакорпуса,
не вернулся из боевого задания на свой аэродром. Но это уже,
другая история...
|