ГЛАВНАЯ КАРТЫ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО    
       
   

                     Лившиц Борис Александрович

   

 

 

 

Дата и место рождения: 1870 г. предположительно пос. Верхние Брыли Гомельского уезда Могилевской губернии.
    Дата и место смерти: 21.07.1927 г. г. Гомель Гомельского уезда БССР (Путевая будка №6 в 1,2 км. западнее Рандовский: 52*25001" сев.широты и 30*49503" вост.долготы).

Основная профессия - Железнодорожник (обходчик Гомельского участка на Полесской железной дороге)

Дети: Исаак (1905?), Лидия (?), Анна (1906), Ольга (?), Иван (1908), Татьяна (1909), Мария (1915), Григорий (1916 или 1915?), Зинаида (?),  Нина (?). Прим.: Старшинство детей по личным воспоминаниям Марии Борисовны Лившиц.

 

Основываясь на данных полученной из Национального архива Беларуси архивной справки - метрической записи о бракосочетании Бориса и Марфы, можно предположить, что с 1891 по 1897 год Борис Лившиц проходил действительную военную службу по призыву в армии Российской империи. После демобилизации, еще 9 лет состоял в запасе и считался запасным рядовым. В 1899 году женился. (Основание: Военная реформа 1874 г.:"…1 января 1874 г. был утвержден “Устав о Воинской повинности”, вводившийся для всего мужского населения “без различия состояний”. Лица, достигшие 21 года, призывались на службу по жребию. Не попавшие в постоянные войска (не вытянувшие жребий) зачислялись в ополчение.
Общий срок службы в сухопутных войсках устанавливался в 15 лет (из них действительная служба составляла 6 лет и служба в запасе- 9 лет). Сроки службы во флоте соответственно составляли 7 и 3 года.
…Армия состояла из кадровых, резервных и запасных (тыловых) войск.").

По воспоминаниям невестки Нины Сергеевны Лившиц (жены Григория) Борис, полюбив Марфу дочь Косьмы Курачева из села Залипье принял православие и венчался с ней в Краснянской православной церкви. В настоящее время церковь, в которой венчались Борис и Марфа не сохранилась. На этом месте - поросший бурьяном пустырь. По воспоминаниям местных жителей, церковь еще до второй мировой войны снесли (когда точно - не известно). Остался лишь фундамент, ныне поросший бурьяном, на котором уже ничего строить не стали. На старой топографической карте топосъемки 1929 г. эта церковь все еще обозначена крестиком... Ее координаты: 52* 28' 34,15" северной широты и 30* 55' 22,38" восточной долготы.

Детей, родившихся от этого брака Борис с Марфой крестили в православных церквях. Так, например, Анну крестили в 1906 г. в  Никольской Полесской церкви г. Гомель. Это подтверждает запись в метрической книге о рождении дочери Анны. Марию, по ее же воспоминаниям, крестили в церкви деревни Крупец Волковичский (ныне Урицкое) в 1915 г.

 

Почему Борис принял православие, отказавшись от своего, еврейского вероисповедания? По воспоминаниям родственников, Борис Александрович в первой четверти XX века работал обходчиком путей Гомельского участка Полесской (позднее Белорусской) железной дороги. По воспоминаниям его дочери Марии, семья Бориса Александровича и его жены Марфы Кузьминичны проживала в путевой будке обходчика путей № 6 у железнодорожного полотна где-то западнее пос. Мильча. Недалеко, в 1,5 км располагался дом лесника, а в 4 - 5 километрах находилась деревня Залипье и, километрах в шести более крупная - Крупей (сейчас это пос.Урицкое). В доме, который представлял собой однокомнатное строение с кухней, располагались многодетное семейство: муж с женой и десятеро детей. Рядом с домом был летний сарайчик и баня, вспоминает дочь Бориса Мария. В саду росли две яблони. Была в доме и живность: корова и свинья, да куры. Таков был быт обходчика путей Бориса Александровича. Ныне, путевая будка №6 не сохранилась, но в этом месте, в 1,2 км. западнее Рандовский (52*25001" сев.широты и 30*49503" вост.долготы) с южной стороны железной дороги находятся два основательных, очень крепких кирпичных дома с крепкими старинными фундаментами. Который из них являлся ранее будкой номер 6 остается только гадать.

Позднее, уже после Октябрьской революции семья Лившица жила тоже в Доме обходчика (пересказ воспоминаний от его внука - Петра Николаевича Ребикова), но уже в другом месте - на северной стороне поселка Западный Блок-Пост, позднее переименнованном в пос. Спутник Мира (ныне это одноименная улица г. Гомель - Спутник Мира).

 

Уехав в голодные годы на добычу продовольствия для семьи, возвращаясь на крыше вагона, Борис  обморозил ноги и с тем чтобы избежать заражения ему ампутировали пальцы ног.

Умер Борис Александрович  21.07.1927 г. от сердечной недостаточности. Похоронен, предположительно, на кладбище в пос. Залипье.

 

 

Но вот почему все же Борис принял православие? Только любовь? Или что то еще? Ответ на этот вопрос может дать анализ положения еврейского населения в России к тому времени, хорошо изложенное в работе В.Е. Кельнер "Евреи, которые жили в России", выдержки из которой я привожу ниже.

"... К середине XIX в. русское и еврейское общество по-прежнему разделяла глухая стена непонимания и взаимной неприязни. Николай I в последние годы своего правления приступил к тотальному искоренению "национальных недостатков евреев". В 1851 г. были обнародованы очередные "Временные правила о разборе евреев". Весь народ был разделен на пять разрядов: купцы, земледельцы, ремесленники, мещане оседлые и мещане неоседлые. Первые три разряда - это лица, приписанные к соответствующим сословиям и цехам; мещане оседлые должны были иметь недвижимую собственность или "промысловые свидетельства". К ним же относилось духовенство. Всех остальных приказано было считать "мещанами неоседлыми". На них-то и обрушился град репрессий. Этот разряд, а в экономических и социальных условиях черты оседлости к нему принадлежало немало людей, должен был давать львиную долю рекрутского набора, подлежал полицейскому надзору и принудительному привлечению к "производительному" труду. Одновременно была проведена еще одна ассимиляционная мера: издан специальный указ, запрещающий ношение традиционной одежды. Наблюдение за этим было поручено полиции. Евреев ловили на улицах и насильно отрезали им пейсы. Еврейским женщинам, согласно с традициями после замужества брившим голову и носившим парики, это было запрещено под страхом денежного штрафа. Время от времени в полицейских участках для них устраивались контрольные проверки. В 1853 г. появилось распоряжение о том, что еврей, схваченный без паспорта, независимо от возраста должен быть сдан в солдаты. Этими "пойманными" можно было заменять евреев, предназначенных к рекрутскому набору. По всей черте оседлости началась охота на людей.
      Александр II в 1856 г. специальным указом отменил рекрутский набор для еврейских детей. В дальнейшем евреи стали призываться в армию на общих для всего населения основаниях. Осуществлять реформу еврейского законодательства Александр II поручил очередному Комитету для устройства евреев. В течение 1856-1863 гг. комитет выработал серию новых актов, которые значительно либерализовали законы о еврееях. В 1859 г. было разрешено проживание вне черты оседлости купцам 1-й гильдии, их семьям и служащим. В 1861 г. за ними последовали "евреи, имеющие дипломы на ученые степени доктора медицины и хирургии, а равно доктора, магистра или кандидата по другим факультетам университета". Им также разрешили иметь с собой членов семьи и не более двух домашних слуг "из своих единоверцев". Евреи-врачи были допущены на военную и гражданскую службу. В выработке этих нововведений активную роль сыграла группа богатых и влиятельных евреев во главе с Е.Г. Гинцбургом. Значительно позже, уже в 1879 г., право повсеместного жительства получили все имеющие высшее образование, а также фармацевты, дантисты, фельдшеры и акушерки. Теперь тысячи евреев устремились в медицину, юриспруденцию и другие профессии, дающие возможность вырваться из гетто.
       Если в 1840-е гг. казенное просвещение, справедливо расцененное евреями как один из методов обрусения, встречало сопротивление в народе, то реформы 1860-х гг. резко изменили картину. Возможность покинуть черту оседлости не путем измены национальному долгу, а лишь благодаря получению образования привели к тому, что еврейская молодежь стала буквально осаждать русские учебные заведения. Потомки поколений, прошедших через жесточайшую муштру иешиботов и талмуд-тор, они отдавали учебе все силы. Конечно, это не значило, что исчезла старая национальная система образования. Гимназия и университет не заменили хедер и иешиву. Обучение в русских учебных заведениях было доступно лишь тем, кто мог его оплатить, тогда как обучение в национальной школе было доступно практически всему мужскому населению.
       Реформы 1860-х гг. пробили заметную брешь в стене, отделяющей русских и евреев, однако постепенно "еврейский вопрос", активно дебатировавшийся на страницах газет и журналов, стал все больше приобретать антисемитскую окраску. Причем этим отличались не только консервативные, но и народнические издания. Все более активное участие евреев в экономике, значительное расширение сферы их деятельности, допущение в ранее закрытые губернии, концентрация в некоторых областях производства, торговле, банковском деле, все более заметное участие их в общественной жизни нередко подавались как чуть ли не первопричина всех российских несчастий.
      В 1871 г. в Одессе произошел еврейский погром. Активное участие в нем приняло русско-украинское люмпенизированное население. Массы крестьян, выброшенных из своих родных мест в город, но так и не нашедших в нем своего места, оказались особенно восприимчивы не только к религиозной, но и к социальной демагогии. Именно тогда, в 1871 г., зародилась в умах некоторых лидеров народничества мысль о возможности и "революционной целесообразности" соединения антисемитизма с "борьбой за царство социального равенства". В дальнейшем эта теория стала важным элементом антисемитизма конца XIX - начала ХХ в.
      Но погром 1871 г. не идет ни в какое сравнение с погромной эпидемией 1881-1882 гг. Эти события подавляли не только своим размахом и числом жертв. Дело в том, что погромам предшествовала длительная подготовительная кампания в петербургских газетах "Новое время" и "Русь", одесском "Но-вороссийском телеграфе", "Киевлянине" и ряде других газет и журналов. Эти издания выдвинули против еврейского народа помимо привычных "экономических" и религиозно-нравственных претензий еще и обвинение в инспирировании революционного движения. Действительно, еврейская молодежь с 1870-х гг. постепенно вошла в общерусское революционно-демократическое движение. Но в тот период она не играла руководящей роли и, главное, ее деятельность не носила национального характера. Евреи-революционеры стояли на общероссийских, демократических позициях.
      Антисемитские выступления начались в апреле 1881 г. в Елисаветграде, а затем, словно степной пожар, охватили многие районы и города, преимущественно Юга империи: Ананьев, Киев, Жмеринка, Конотоп, Одесса, Александровск, Ромны, Переяславль, Нежин, Балта - таков далеко не полный перечень населенных мест, в которых систематическая юдофобская агитация, проводившаяся на фоне экономических и социальных потрясений, возымела свое действие. Погромы 1881-1882 гг. произвели на еврейское общество страны огромное впечатление. Порожденная реформами 1860-х гг. еврейская интеллигенция была поставлена перед нелегким выбором: ассимиляция, эмиграция или борьба с существующим режимом. Значительная ее часть стремилась войти в состав интеллигенции российской. При этом большинство хотело сохранить еврейство, отстаивая права своего народа. Л.О. Леванда - один из первых еврейских писателей, обращавшихся к своему народу на русском языке, еще в 1869 г. заявлял, что русским патриотом, в понимании той эпохи, он станет только тогда, "когда еврейский вопрос будет разрешен окончательно и удовлетворительно, то есть когда русский закон перестанет относиться к моим единоплеменникам как к инородцам. В ту минуту, когда Россия нас спросит: где вы, сыны мои? Мы ей дружно ответим: мы здесь, матушка!". В 1863 г. было создано Общество для распространения просвещения между евреями. Во главе его оказалась группа петербургских евреев: банкиры Гинцбурги, Л. Розенталь, известный ученый-историк и филолог А. Гаркави, крещеные евреи профессора Д. Хвольсон и И. Бертельсон. Отделения Общества были открыты в крупных городах черты оседлости. Постепенно, вне зависимости от желания учредителей, Общество (особенно его отделения) превратилось в общественную организацию, представляющую интересы еврейского населения. Руководство Общества не раз выступало с протестами против клеветнических кампаний в печати и антисемитских действий местной администрации.
      Самым значительным явлением еврейской жизни тех лет стало зарождение собственной периодической печати. Сначала появились журналы на древнееврейском языке - языке, на котором евреи "говорили с Богом". В 1860 г. в Вильно стал выходить еженедельник "Гакармель", а в Одессе - "Гамелиц" (в виде приложения к последнему печатался на идише еженедельник "Кол-Мевассер"). Впрочем, наибольшее влияние имел издававшийся в Австрии, но активно распространявшийся в России журнал "Гашахар". Но, как некогда вековое пребывание евреев в Германии привело к рождению идиша, так и столетняя жизнь в России сделала русский язык третьим языком, необходимым для общения с народом, среди которого жили евреи. Постепенно он становился элементом собственно национальной культуры. На русском языке первые периодические издания стали выходить в Одессе - центре русско-еврейской культуры. Это были еженедельники "Рассвет" (1860), "Сион" (1861) и "День" (1869-1871). Век этих изданий был недолог - хроническое безденежье, цензурные преследования, недостаточное количество читателей приводили к быстрому закрытию.
      В 1870-е гг. новым центром русско-еврейской культуры стал Петербург. Столица империи привлекала многих ученых, писателей, журналистов, общественных деятелей. После реформ 1860-х гг. обладатели заветных дипломов о высшем образовании устремились в этот город. Поэтому именно в Петербурге возник и успешно издавался на протяжении четверти века журнал "Восход" (1881-1906).
       В творчестве еврейских писателей С.М. Абрамовича, Переца Смоленскина, Льва Леванды, Осипа Рабиновича и Григория Богрова отразились все искания эпохи, надежды первых лет реформ, борьба с консервативными тенденциями раввинизма и хасидизма, тяга к русской культуре и крах подобных чаяний, наступивший с новой погромной волной и антисемитской кампанией начала 1880-х гг.
      Именно тогда возникли идеи палестинофильства, а затем сионизма, политически активная еврейская молодежь примкнула к социал-демократическому движению, к организациям революционного народничества. Так завершилась эпоха Александра II - эпоха, столь многообещающе начавшаяся и так трагически завершившаяся.
       В отличие от своего отца Александр III имел стойкое предубеждение по отношению к еврейскому народу. Первые месяцы его правления ознаменовались еврейскими погромами. Назначенный им министром внутренних дел Н.П. Игнатьев ответил на просьбы о защите еврейского населения, что "западная граница империи открыта для евреев".
      Первым результатом погромов стало резкое усиление эмиграции. В отличие от николаевских времен теперь можно было сравнительно легко покинуть страну. Потоки евреев, будто и в самом деле услышав заявление Н.П. Игнатьева, устремились к западной границе России. Уже в 1881 г. в Америку выехало около 8 тысяч человек.
       Тем не менее правительство было обеспокоено массовостью и бесконтрольностью погромов. Волновала и негативная реакция на них за рубежом. Ведь стране требовались новые займы и кредиты, надо было активизировать свою европейскую политику, а еврейская общественность ряда стран стала настаивать на том, чтобы и займы, и заключение новых договоров были поставлены в прямую зависимость от прекращения погромов. В августе 1881 г. Александр III распорядился учредить в каждой губернии, имеющей значительное еврейское население, особые комиссии из "представителей местных сословий и обществ" во главе с губернаторами. Перед ними поставили задачу выяснить "вредные для христианского населения последствия экономической деятельности евреев, их племенной замкнутости и религиозного фанатизма". Интересно, что впервые на первое место были выдвинуты столь близкие сердцу представителей "местных сословий и обществ" экономические мотивы. Выработанные в губернских комиссиях документы и рекомендации посылались в Петербург в образованный при министерстве внутренних дел Комитет для рассмотрения "еврейского вопроса".
       Еврейская общественность попыталась противостоять грозящей катастрофе. Группа петербургских евреев готовила и по различным каналам пересылала влиятельным государственным деятелям свои документы, петиции, проекты и прошения. Самая радикальная форма протеста, на которую решились "нотабли" еврейской общины, - назначение на 18 января 1882 г. всеобщего поста и богослужения в синагогах страны в память о жертвах погромов. Другой формой протеста стала массовая организованная эмиграция. Ее подтолкнуло принятие правительством 3 мая 1882 г. "Временных правил", согласно которым евреям на 35 лет было запрещено вновь селиться в деревнях, приобретать вне городов и местечек недвижимое имущество и арендовать его, торговать в воскресенье и праздничные дни. Первые две статьи "правил" как бы замкнули еврейское население в переполненных городах и местечках черты оседлости, фактически лишив их средств к существованию. Началось периодическое выселение евреев из Петербурга, Москвы, Киева и Харькова. Продолжались погромы - в 1883 г. ряд кровавых антиеврейских беспорядков произошел в Ростове-на-Дону, Екатеринославе и Нижнем Новгороде.
       В феврале 1883 г. была создана очередная "Высшая Комиссия для пересмотра действующих законов о евреях" под руководством бывшего министра юстиции К.И. Палена. В июле 1887 г. министр просвещения И.Д. Делянов издал циркуляр об ограничении приема евреев в университеты и в средние учебные заведения. Была установлена процентная норма: в черте оседлости доля евреев среди поступивших в учебные заведения должна была составлять не более 10% от числа поступивших христиан, вне черты - 5%, а в Петербурге и Москве -3%. Таким образом, от среднего и высшего образования отсекались сотни тысяч людей. В свою очередь министр юстиции Манасеин резко ограничил евреям доступ к должностям присяжных и частных поверенных.
      Комиссия Палена работала пять лет. В начале 1888 г. ее выводы были изложены в "Общей записке". Совершенно неожиданно авторы этого документа пришли к выводу: "С государственной точки зрения еврей должен быть полноправен. Не давая ему одинаковых прав, нельзя требовать и одинаковых государственных обязанностей". Предлагалось постепенно заменить репрессивное антиеврейское законодательство системой нормальных гражданских законов, сделавших бы евреев равноправными со всем иным населением страны. В "Общей записке" подчеркивалось, что "евреи в России не иностранцы, а уже в течение ста лет составляют часть той же России". Правительству настоятельно рекомендовалось начать "осторожные и постепенные реформы". Такие выводы комиссии совершенно не соответствовали настроениям, царившим в ближайшем окружении Александра III. В итоге этот проект был "оставлен без последствий". Более того, зимой 1891-1892 г. в Москве были осуществлены акции по массовому выселению евреев. Целые семьи, прожившие в городе по 20-30 лет, насильно изгонялись из города в результате очередной корректировки отечественного законодательства; в январе 1892 г. Москву покинуло 20 тысяч евреев. Та же участь ждала и несколько тысяч петербургских евреев, но московский скандал приобрел столь громкое международное звучание, что решение об "очищении" столицы пришлось отменить. Зато год спустя был принят "Закон об именах", согласно которому евреи не могли менять, точнее русифицировать, свои имена.
      На протяжении 1880-1890-х гг. в еврейской среде не стихали споры о путях эмиграции. Наиболее мощный поток направился в США, некоторое время значительной была эмиграция в Аргентину и Великобританию, гораздо меньше людей направлялись в Палестину. Однако с 1880-х гг. этот маршрут стал постоянным, и его придерживалась наиболее стойкая, физически и профессионально подготовленная молодежь. Идеологом нового палестинофильства стали писатель М.Л. Лилиенблюм и публицист Л. Пинскер. Острейшие споры разгорелись между сторонниками и противниками "американского" и "палестинского" путей эмиграции. Сторонники "палестинского" пути в 1882 г. приступили к подготовке молодежи, которая должна была на родине предков создать аграрные поселения - базу для дальнейшей колонизации.
       К началу 1890-х гг. произошли определенные сдвиги во взаимоотношениях между русской и еврейской общественностью. Ряд русских ученых и деятелей литературы и искусства регулярно выступали в поддержку еврейского народа. Антисемитские кампании, время от времени разгоравшиеся в правой, националистической печати, известия о подготовке новых антиеврейских законов вызывали протест общественности. Под письмами и заявлениями стояли имена Л. Толстого, В. Соловьева, В. Короленко, К. Арсеньева. Большое участие в судьбе талантливой еврейской молодежи приняли известный критик В. Стасов, историк С. Бершадский, искусствовед и государственный деятель И. Толстой. Четырнадцатилетнее правление Александра III было краткой, но чрезвычайно трудной страницей в истории евреев России. Погромы и беспрерывные антисемитские кампании в прессе, ужесточение законодательства и массовые репрессии в виде выселений, крах иллюзий на возможность "мирного", постепенного приобретения равных гражданских прав, эмиграционная лихорадка - таковы приметы этого царствования. Одновременно происходил процесс стремительной политизации самых широких еврейских масс. Оба процесса - рост антисемитизма и параллельно идущие подъем национального самосознания и политизация еврейской среды - грозили привести к прямому антагонистическому противостоянию.
      В начале своего царствования Николай II постарался сразу же определить свое отношение и к наследию отца, и к надеждам на возможную либерализацию внутренней политики. Знаменитое заявление молодого императора о "бессмысленных мечтаниях" в полной мере касалось и еврейского вопроса. Конец века ознаменовался новыми изменениями антиеврейского законодательства. На первый взгляд вводимые дополнения казались незначительными на общем фоне всей системы запретов. Но они поражали, во-первых, своей "средневековостью", нередко бессмысленностью и издевательской формой осуществления, а во-вторых, в отличие от прежних десятилетий, были направлены не против забитой, опутанной прежними страхами местечковой массы, а проводились среди народа, переживающего культурное и национальное возрождение. По всероссийской переписи 1897 г. в империи числилось более 5 миллионов евреев, из них 3,5 миллиона проживало в черте оседлости. Внутри самой черты оседлости также существовали "запретные зоны". Ими являлась сельская местность, право владеть землей, находиться на государственной службе, заниматься многими видами профессиональной деятельности. Да и в тех профессиях, на которые не распространялся запрет, существовала жесткая процентная норма, как гласная, так и негласная, но не менее тщательно соблюдаемая. Стеснения начинались уже при поступлении в высшие учебные заведения. Так, обычная процентная норма исчислялась теперь по каждому факультету отдельно. Это делалось для того, чтобы уменьшить число евреев на традиционно притягательных факультетах: медицинском и юридическом. В начале ХХ в. министр народного просвещения Ванновский скорректировал правила приема таким образом, что в Петербурге и Москве процентная норма была снижена с 3% до 2%, в городах вне черты оседлости - с 5% до 3%, а в черте оседлости - с 10% до 7%. Резко сократилось число еврейских детей, принимаемых в гимназии, реальные и коммерческие училища. В то же время администрация стала закрывать еврейские профессиональные учебные центры, существовавшие за счет общин и благотворительных организаций.
      В конце XIX - начале XX в. в России шел процесс создания оппозиционных общероссийских политических партий. В реализации программ этих партий, в свержении полицейско-бюрократической власти многие евреи видели единственный путь национального спасения. Победа общероссийской демократии должна была сделать евреев равноправными гражданами страны. Евреи сыграли заметную роль в деятельности двух нелегальных революционных партий: социал-демократической и социалистов-революционеров. Среди социал-демократов этого периода выделялись П. Аксельрод, Л. Мартов (Цедербаум), Ф. Дан. У истоков Партии социалистов-революционеров стояли Г. Гершуни, М. Гоц, М. Натансон. Большинство евреев-интеллигентов сочувствовало общероссийским либеральным и демократическим организациям, не составившим еще до конца 1905 г. отдельных политических партий.
      Процесс социального и политического расслоения не миновал и еврейское население России. В этой среде шла постоянная внутренняя борьба различных социальных групп и течений. Значительная часть евреев, особенно тех, кто проживал в черте оседлости, считала, что и в общем освободительном движении евреи должны иметь свой, особый голос. Это привело к появлению еврейских социал-демократических рабочих организаций и отдельных групп народнической ориентации. Наиболее крупной среди них был созданный в 1897 г. "Союз еврейских рабочих России и Польши" ("Бунд").
       К концу XIX в. палестинофильские кружки постепенно переходили на позиции политического сионизма. Призыв австрийского журналиста Т. Герцля к возрождению еврейского государства на родине предков был подхвачен в России, ибо именно здесь находилась наименее ассимилированная и наиболее угнетаемая часть мирового еврейства. Представители России активно участвовали в сионистских съездах. В самой стране была создана разветвленная организация, имевшая комитеты в различных губерниях, регулярно созывались съезды, на которых обсуждались проблемы теории и тактики движения. В России работали отделения Еврейского национального банка и Еврейского колониального фонда, призванные обеспечить материальную сторону переселения.
      Глобальные социальные процессы, происходившие в стране, не могли не затронуть и еврейское население. Оно давно уже перестало быть единой сплоченной массой. Одни стремились ассимилироваться, другие - эмигрировать, третьи видели путь национального спасения в участии в общероссийской политической жизни. При общем бедственном положении еврейских масс сложился уже достаточно устойчивый слой предпринимателей и интеллигенции. Противоречия между различными группами евреев неизбежно сказывались и на структуре национальных политических партий и организаций. Так называемые классовые противоречия сказывались и в сионистском движении. На его левом фланге стояли сторонники "пролетарского сионизма". Они основали собственную организацию "Поалей Цион" ("Рабочие Сиона"). Их лидер, Б. Борохов, выступал за перенос основных заповедей классовой борьбы на землю Палестины, где помимо решения общенациональных задач необходимо будет, по его мнению, решать и собственно классовые проблемы.
      Определенное влияние в стране имел и автономизм. Один из главных теоретиков этого движения, выдающийся историк С. Дубнов, считал, что в такой многонациональной империи, как Российская, возможно создание еврейской автономии, которая позволит и в диаспоре сохранить национальную культуру. Автономисты исходили из того, что Палестина, находившаяся тогда под властью Турции, не в состоянии принять всех евреев. Диаспора все равно не прекратит своего существования и после создания еврейского государства, а это значит, что борьба за национальную автономию - задача не менее актуальная, чем осуществление идеалов сионизма. Таково было в целом политическое состояние евреев России к началу революции 1905-1907 гг."
  (
В.Е. Кельнер. Евреи, которые жили в России)

Так что же явилось решающим фактором? Любовь? Это романтично, но... Где найти тому подтверждение? Нужны новые и новые запросы в архивы...
 

 

 

Знаете больше? Добавьте сюда информацию о персонаже

       


 

 

Контакты:         ICQ - 326-585-709

Copyright © 2007  |  Семейный проект


Hosted by uCoz